![]() |
![]() |
||||||||||||||||||||||||
![]() |
| ||||||||||||||||||||||||
![]() | |||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||
![]() | |||||||||||||||||||||||||
|
|
Очень скоро местные СМИ начнут пестреть выдержками, а то и объемными перепечатками из Федеральной целевой программы развития Калининградской области до 2010 года. Документ на самом деле любопытный, тем более что все о нем слышали, но мало кто видел.
Бились над ним полгода. Сначала администрация области нарисовала свой вариант, который в основном повторял уже имеющуюся Федеральную программу, ограниченную по срокам 2005 годом. Потом ее после разноса центром из-за проволочек в согласовании пытались довести до ума в Министерстве экономического развития и торговли. К 1октября Герман Греф правительству документ сдал. Правда, по словам вице-губернатора Владимира Пирогова, в нем заявленные администрацией позиции остались без изменений.
(Видимо, тогда стоит считать "не устаревшим" и высказывание по сути программы заместителя полномочного представителя президента в Северо-Западном округе Любови Совершаевой, сделанное во время приезда в Калининград в последних числах сентября: "В программе очень много позиций и инвестиционных проектов, которые не обеспечены ни бизнес-планами, ни экономическими расчетами, ни источниками финансирования. Желание всего сразу и много, безусловно, понятно. Но возможности финансового обеспечения - это вопрос из вопросов. Надо реально подходить, шаг за шагом - дать перспективные программы и минипрограммы, начинать с последних и постепенно выходить на большие объемы. На сегодня Федеральная программа не подтверждена источниками финансирования. Почему так получилось? Это, видимо, тенденция прошлых лет, когда "забивается" много. И я не видела документа, в котором бы было сказано: "Вот это было в программе 1996-го, 1997-го, 1998-го, вот это сделано, а это не сделано потому-то". Анализа нет того, что было. А мы опять движемся вперед, не понимая, почему не работает то, что уже есть".)
Итак, что же "забито" в Федеральную программу до 2010 года? Главным ее принципом заявлена "избирательная концентрация средств по приоритетным с точки зрения компенсации оторванности региона от основной территории Российской Федерации и превращения Калининградской области в зону экспортного производства направлениям".
Помол федерального значенияВ итоге, вероятно, не менее избирательного отбора в программу были включены 153 объекта. Их масштабность укладывается в схему "от мала до велика": в одном приоритетном строю оказались, к примеру, ТЭЦ-2 ценой 13 миллиардов 100 миллионов рублей (этот проект рассчитан на 2002-2007 годы) и организация производства помола клинкера портландцемента в 88 миллионов рублей (здесь должны уложиться в один 2005 год).
Не хочу отказывать помолу клинкера в праве на жизнь. (Хотя тут-то при чем компенсация за оторванность?) Но программа, которую нам подают как инструмент стратегического свойства, должна быть выше чисто коммерческих проектов. Да и просто совесть надо иметь. Если к Минфину обратится, например, Курская область и попросит профинансировать из федерального бюджета свой "свечной заводик", представляете, что ответят тамошним властям? А ведь таких "помолов" в программе немало. Они-то и "засорили" документ, испугав министерские головы одним только количеством запрашиваемого для развития ОЭЗ. Многочисленные призывы (в том числе от вроде как друга администрации области Егора Гайдара) разговаривать с Москвой точечно услышаны, выходит, не были.
Проще - сразу к "царю"Еще один вывод из прочтения программы - мы до сих пор не научились работать с отдельными федеральными ведомствами. Иначе не объяснишь, для чего именно в нее заложено улучшение материальной базы службы лесного хозяйства. И неужели управление архитектуры администрации области само, без "санкции" Касьянова, не осилило бы разработку территориальной комплексной схемы градостроительного планирования Калининградской области и ее частей? На эту "нужду" понадобятся два года умственного труда и 35 миллионов рублей. А на создание и ведение государственного градостроительного кадастра архитекторы просят еще 40 миллионов. Или без сановного росчерка помогать нам компетентные структуры не будут?
Оказывается, что реконструировать два пансионата в Светлогорске - "Балтику" и "Волну" - без их упоминания в Федеральной программе абсолютно невозможно. Никак не обойдется без нее и БГА: ремонтировать учебный корпус академии, обучающей в том числе и на частной основе, будут в соответствии с указанием в программе. По тому же пути пошли КГУ и КГТУ. Не многие калининградцы точно укажут местонахождение "Культурно-делового центра", однако реконструкция его административного здания в документ тоже попала.
Очевидно, что не забыли себя в программе и члены покритиковавшего ее в свое время экспертного совета при губернаторе. Его сопредседатель Гарий Чмыхов пролоббировал "закладку" на 2004 год 60 миллионов рублей для добычи и переработки торфа на Краснополянском месторождении. Три года - с 2002 по 2005-й - часть котельных (сколько возможно на 55,6 миллиона рублей) переведут на местное топливо, читай - на торф. А экс-связист Пирогов снабдил регион в лице "Электросвязи" (давнего партнера "ВестБалт Телекома") федеральной поддержкой проекта строительства линии волоконно-оптической линии связи. Впрочем, в схему федеральных гарантий задействованы и фавориты местной промышленности - "ЛУКойл-Калининградморнефть", "Цепрусс", "Газ-Ойл", "Янтарьэнерго", "МДМ", "Янтарный сказ", "Система", "Алмазхолдинг", янтарный комбинат.
Цена обещанийЧестно говоря, все сказанное выше легко можно подать как брюзжание не понявшего значимость очередной победы администрации области и лично губернатора журналиста. Отнюдь, это не брюзжание, а обида. Обида на то, что так бестолково использована возможность раскрутить Москву на действительно нужную нам помощь. Без начального капитала из федерального бюджета трудно начать осваивать инфраструктурные объекты - порты, автодороги, энергокомплекс, связь и т.п. Так на них бы и сосредоточились, а то размазали программу на полторы сотни пунктов. Пусть даже финансирование немалой части проектов все равно головная боль заявивших их предприятий. Инвестиции могут пойти как раз под развитую инфраструктуру. Это прописная истина, а она генерально и не прописана.
Что касается реальной помощи Москвы, сегодня ее обещают, как обещали и при принятии первой программы. А много ли получили? Все свели к доходам ОЭЗ от проданных квот на ввозимый экспорт. Набралось уже миллионов 400 рублей, реально же вернулись считанные проценты. Конечно, и администрация сегодня не та, и правительство, и президент. Но и ситуация тоже меняется: еще вчера не было мировой войны. Приоритеты первоочередных трат постоянно меняются. А мы радуемся, что удалось "накосить" обещаний помочь. Пока эта рублевая жатва, к сожалению, предельно виртуальна.
|
![]() | ![]() | ![]() | |
![]() | ![]() | ||
![]() | ![]() | ||
© 1999-2009 | ![]() | ![]() |
Комментарий: