![]() |
![]() |
||||||||||||||||||||||||
![]() |
| ||||||||||||||||||||||||
![]() | |||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||
![]() | |||||||||||||||||||||||||
|
|
Думской фракции "Яблоко" так и не удалось остановить или даже замедлить прохождение в Госдуме пакета законопроектов, разрешающих ввоз в Россию отработанного ядерного топлива (ОЯТ).
Драматическая история почти 5-летнего лоббирования Минатомом этих законов завершилась 6 июня "триумфальным" голосованием. Госдума приняла в окончательном чтении законопроекты, разрешающие ввоз в РФ отработанного ядерного топлива.
За принятие поправок в Закон "Об использовании атомной энергии" проголосовали 256 депутатов, против 125, воздержались 6.
Депутаты также приняли поправки к ст. 50 Федерального закона "Об охране окружающей среды" - 243 голосами "за" и "против" 125. А за Закон "О специальных экологических программах" проголосовали 266 депутатов (117 выступили против). Поправки рассмотрены на Совете Федерации. Осталась последняя инстанция - президент Путин.
Ситуация складывается парадоксальная. Если опросы общественного мнения регулярно фиксируют единодушие населения в вопросе о запрете на ввоз ядерных отходов (согласно данным РОМИР, 93,5% россиян против этого), то избранные ими в парламент представители голосуют с точностью до наоборот, практически единодушно поддерживая Минатом. Независимо от того, будет ли закон, разрешающий ввоз ОЯТ в Россию подписан президентом, партия "ЯБЛОКО" совместно с экологическими общественными организациями будет добиваться всероссийского референдума по отмене закона.
Калининградские СМИ как-то не особенно пишут о проблемах, связанных с ввозом ОЯТ в Россию. Оно вроде и понятно. Можно утверждать с высокой степенью вероятности, что в нашей маленькой области, расположенной в центре Европы, вряд ли будут сооружены хранилища радиоактивных отходов. Так что политического багажа на борьбе с Минатомом в нашей области не наживешь, так же, как и не увеличишь тираж газеты. Все правильно. У нас хватает и своих уникальных проблем, на решение которых мы и направляем все наши силы.
Мне как депутату областной Думы, как члену политсовета Калининградской организации "Яблоко" необходимо быть в курсе событий. Изучая информационные материалы, в том числе и по теме ввоза ядерных отходов, я обнаружил интересные вещи. Против ввоза ОЯТ в РФ наиболее активно выступают представители регионов, в которых предполагается размещать хранилища и заводы по переработке. И эта позиция понятна. Но что удивительно, против ввоза в Россию и вообще транспортировки ОЯТ выступают экологические организации скандинавов, Германии, Австрии и других европейских стран. Оказывается, при транспортировке ОЯТ даже при соблюдении всех мер безопасности существует вероятность технологических выбросов в результате транспортных аварий. Крановщик вдруг пьян окажется или стрелочник не так стрелку переведет. У нас ведь все возможно. Но с радиацией не шутят. Сегодня Германия прорабатывает вопросы полного отказа от эксплуатации АЭС. Высока вероятность, что в течение ближайших 10 лет все АЭС Германии будут выведены из эксплуатации. Цивилизованные государства приходят к выводу, что "мирный атом" по своей сути далеко не такой безобидный. Депутаты Госдумы, проголосовавшие за поправки, разрешающие ввоз ОЯТ, живут в Москве, дети их в основном учатся за границей. А отпуска они проводят не в Красноярском крае, а как минимум на курортах Средиземноморья. Так что, если, не дай бог, что, никто из них не пострадает. То же самое можно сказать о наших сенаторах, большинство из которых, не думая о завтрашнем дне, одобрило законопроекты
Кстати, о маршрутах транспортировки ОЯТ. Не исключена вероятность, что они будут пролегать и через Калининградскую область, так что это и наша проблема. Рассчитывать на то, что транспортники или представители Минатома будут информировать калининградскую общественность о прохождении через область контейнеров с ядерными отходами, не приходится, поскольку в отличие от европейских стран у нас все подобные спецперевозки засекречены. И возят через наш регион радиоактивные отходы или нет, мы можем не знать, пока гром не грянет.
Возможен и другой вариант. В России будет продолжаться массовое движение сопротивления против ввоза отходов - это совершенно очевидно. Но может сложиться так, что отходы будут уже на маршруте транспортировки, а российские регионы возьмут и заблокируют ввоз. И окажемся мы территорией, удобной для организации камеры временного хранения для ОЯТ.
Это худший случай, но полностью его исключать нельзя. Мы не должны забывать уроки Чернобыля. Десятки тысяч ликвидаторов из всех уголков страны ощущают на себе последствия лучевой болезни. В момент облучения радиация никоим образом не чувствуется, но ее воздействие на организм неотвратимо. Когда читаешь сухие цифры статистических отчетов, чужие проблемы кажутся далекими, но ведь за каждой из них стоят искалеченные судьбы конкретных людей, вычеркнутые годы жизни, горе семей, преждевременно теряющих своих кормильцев.
У нас есть возможность нормативного решения данной проблемы. В настоящее время находится в стадии пересмотра Закон "Об Особой экономической зоне в Калининградской области", а в соответствии со ст. 72 Конституции РФ вопросы природопользования, охрана окружающей среды и обеспечения экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов. Ст. 74 Конституции предусматривает возможность ограничения перемещения отдельных товаров в соответствии с федеральным законом. Если это необходимо для обеспечения безопасности, жизни и здоровья людей.
Поскольку закон об ОЭЗ - федеральный, на данной стадии от нас могла бы поступить законодательная инициатива о запрещении транспортировки через Калининградскую область ОЯТ.
Я предвижу сложность прохождения такой поправки к закону, если и Госдума, и Совет Федерации санкционировали ввоз ОЯТ в Россию, но под лежачий камень вода не течет. Если мы не хотим стать маршрутом транспортировки отходов, такие шаги просто необходимо делать.
Поправку могут и не пропустить, но Минатом трижды задумается, прежде чем принимать решение о выборе Калининградского направления в качестве маршрута транспортировки, зная, что калининградцы против этого.
|
![]() | ![]() | ![]() | |
![]() | ![]() | ||
![]() | ![]() | ||
© 1999-2009 | ![]() | ![]() |
Комментарий: