«ДворникЪ — работник и сторож
при всяком домъ»
(Словарь В. Даля)
Выбор публикаций
Поиск по сайту
 

Рассылка 
Укажите тип рассылки:
Укажите ваш e-mail:

 

Дворник № 125 04.05.2001 - 11.05.2001
Реклама для наших прабабушек
Реклама для наших прабабушек
Елена ДАШКОВСКАЯ

Лингвисты знают: язык меняется, и слова меняют свое значение. Происходит это порой за довольно короткое время. Кажется, обычное дело, однако на практике именно этот процесс порождает несказанное удивление и непонимание у разных поколений читателей.

Открываю, например, на днях сборник Эдуарда Багрицкого. Стихи о контрабандистах:

...Ветер качает кучу наживы -Коньяк, чулки и презервативы.

Думает, о чем речь? Коньяк, чулки - это и, Африке коньяк и чулки. А вот презервативом в те далекие уже 20-е годы, оказывается, назывался... непромокаемый плащ типа макинтоша. Кстати, предмет, о котором вы подумали, раньше назывался кондомом.

Только зная эти тонкости, можно понять и рекламные перлы Маяковского:

Если хочешь быть сухим

В самом мокром месте,

Покупай презерватив

В "Мосрезино-тресте"!

А современная, надоедающая нам сегодня реклама - это хорошо забытое старое. Доказательство? Попался нам номер "Нивы - иллюстрированного журнала литературы, политики и современной жизни" за 1904 год. Что же рекламировали почти сто лет назад?

Большая часть рекламы посвящена медицине: "Перун - средство для ращения волос, продается везде", "Мериенбадские редукционные пилюли доктора Шиндлер-Барная (Галиматья какая-то. - Е. Д.) ПРОТИВ ОЖИРЕНИЯ", "Угрин - средство от прыщей и угрей", "Дополнение к обычной суточной пище гематоген д-ра Гоммеля". Новинка сезона - "Пилюли Пинк - представляют средство, обновляющее кровь и укрепляющее нервы, придают бледным лицам нормальный цвет и восстанавливают силу у расслабленных".

Близко к теме - летний отдых с рекламой некоего санатория первого ранга г-на Бильца завлекательным "Лето в Крыму". Но самая актуальная реклама - "Лечись на родине!", где, как явствует из текста, можно получить "электрические, световые, углекислые, суховоздушные, морские, грязевые, соляные ванные, души, а также шведский массаж и гимнастику, бассейны для плавания, римские бани и полный пансион". Круто!

Далее по значимости следует реклама "красоты" - "Новых великолепных духов Виолетте", "Лучшей рисовой пудры" от некого г-на Велутина, "Самокрасящих гребенок ФОР", красящих волосы "в любой несмываемый цвет, способствующих их укладке и гофрированию, а также совершенно безвредных". Сюда можно отнести швейцарское белье "Композиция", выдерживающее "при ежедневном употреблении не менее 2 лет".

Затем в рекламной иерархии предметы роскоши - "Коньяк Шустова", различные часы, в том числе от "поставщика Двора Его Величества Павла Буре". Выделяется в этом ряду кукла "Метаморфоза", которая "по желанию ребенка смеется, плачет, спит и говорит".

Товары попроще - "Крысиный и мышиный тиф - для истребления крыс и мышей", "Американская машинка для сшивания бумаг" и тому подобное - требуют, как видимо, больших рекламных изысков. Например, малюсенькими буквами набрано "Не", затем громадными - "ДАРОМ", а далее идет реклама скромных визиток и поздравительных карточек.

Рекламные объявления культуры, как и ныне, занимают наименьшее и скромнейшее место. Хотя, думается, "Комедия в четырех действиях по Антону Чехову "Вишневый сад" - прекрасно смотрелась бы и сейчас.

По-прежнему актуальными были бы, пожалуй, и коммерческие объявления. Например, "Курсы по бухгалтерии", где "скоро и основател. выуч. всякого посред. переписки, вполне замен. устное препод.". Сокращения, надо думать, продиктованы экономией места. Зато какой размах предлагает некий Иппо и К. из Варшавы: "2000-4000 рублей побочного ежегодного дохода может иметь каждый, кто за 300-600 рублей (допускается рассрочка платежа) приобретет у нас машину с указаниями и рецептами, как устроить завод и самому, без предварительной подготовки, выделывать фруктовые, ягодные, сельтерские, прочие минеральные воды, лимонад-газес, разные квасы, мед, французские игристые напитки и вина (сидр, Шампань, оранж и т.п.)". Браво, г-н Иппо и К.!

Обращают на себя внимание и приписки почти ко всем рекламным текстам - "требуйте таможенную пломбу", "главный и единственный представитель", "оригинальные клеймо и этикетка". В общем, предлагали почти то же и предостерегали от того же.




Читайте также в этом выпуске (№ 125):

Комментарий:
Автор комментария*


Комментарий*
CAPTCHA
Введите слово с картинки*:


Объявления
© 1999-2009 Создание сайта: интернет-агентство CursorMedia