«ДворникЪ — работник и сторож
при всяком домъ»
(Словарь В. Даля)
Выбор публикаций
Поиск по сайту
 

Рассылка 
Укажите тип рассылки:
Укажите ваш e-mail:

 

Дворник № 1168 
Колонка Сергея Шерстюка от 21 мая 2019 года
Колонка Сергея Шерстюка от 21 мая 2019 года

В прошлом месяце в очередной раз не удалось общественникам и экспертам обсудить с представителями власти ситуацию, сложившуюся в коммунальной сфере Калининградской области. В середине апреля на площадке областной думы было организовано проведение круглого стола по самому насущному для населения вопросу – тарифы и качество услуг ЖКХ. И это не, просто ,люди собрались в очередной раз поговорить о наболевшем, это жители региона попросили экспертов и представителей партийных фракций в областном парламенте получить от региональных органов власти ответ на вопрос, почему жители самого западного региона России платят за коммунальные услуги больше, чем средний россиянин. Этот вопрос ставится перед чиновниками уже не первый год и вразумительного, обоснованного ответа на него получить не удаётся до сих пор. И в этот раз приглашённые заранее чиновники регионального правительства и отдельных муниципалитетов не соизволили прибыть на встречу с жителями области. И становится понятным почему – им нечего ответить на вопрос - почему у нас в регионе такие высокие тарифы на коммунальные услуги, почему в половине муниципальных образований области нельзя пить холодную воду из крана и т.д. Таких вопросов у населения скопилось великое множество, но самый главный из них – почему жители должны страдать от бездействия и принятия ошибочных решений органами власти в вопросах наведения порядка в сфере ЖКХ?

Ярким примером такого бездействия является ситуация, сложившаяся в городе Балтийске с газоснабжением. На протяжении 8 лет региональное правительство не может организовать газоснабжение этого города. Все мы знаем, что строительство этого газопровода сопровождалось громким коррупционным скандалом и потерей 1 млрд. рублей бюджетных средств, пропажей проектной и исполнительной документации. Все, начиная от губернатора и кончая надзорными органами виноваты в том, что построенный газопровод использоваться не может, но страдают от этого жители Балтийска, которые переплачивают за отопление огромные деньги. При этом губернатор позволяет себе заявления о том, что в региональном ЖКХ всё хорошо. После настойчивых обращений жителей города и экспертов местные органы власти вынуждены были ограничить повышение тарифа на отопление с 1 января, но всего лишь на 5%, иначе, чем подачкой это не назовёшь. А, что будет в конце года, когда тариф на отопление вырастет ещё на 26,5% и достигнет рекордного уровня 5112 руб/Гкал? Ведь эту ситуацию создали региональные чиновники, не федеральные органы власти. Понятно, что нашли «стрелочника», на которого уже завели уголовное дело в связи с нарушениями при строительстве стадиона. А как же любимчик губернатора, его бывший вице-премьер регионального правительства, которому безоговорочно доверял губернатор, г-н М. Федосеев, который тоже причастен к этому коррупционному делу, почему ему позволили избежать ответственности и разрешили уволиться по собственному желанию?

Но на этом тема газоснабжения для нашего региона не заканчивается. Именно по причине медленных темпов и ошибок при реализации программы газоснабжения существуют проблемы и в других городах области: Неман, Гвардейск и Черняховск, где тариф на отопление достигнет в этом году баснословной величины- 6631 руб/Гкал. Ну, чем не Север?! Но по утверждению губернатора, проблем в ЖКХ нет, или ему это всё « по-качану »?

Ну и чтобы закончить тему газа, которая является для нашей области наиглавнейшей для благополучия жителей и системообразующей всей нашей экономики, хочу ещё раз сослаться на данные Росстата, которые весьма определённо показывают, что жители Калининградской области платят за природный газ в 1,5 раза больше, чем среднестатистический житель России. При этом оптовая стоимость газа для нашего региона установлена федеральным центром на уровне других областей СЗФО. Значит всё дело опять в стоимости услуг региональных газовых компаний, которую устанавливает наша служба по тарифам. Думаю, что губернатор в курсе этой проблемы. Только, вот, не понятно, почему жители нашего региона, тоже, кстати, российского, имеют такую дискриминационную стоимость газа. А, как же слова премьер-министра России, который сказал : « Мы делаем все, чтобы люди, которые здесь живут, не чувствовали себя оторванными от другой территории России, чтобы у них были нормальные условия , сопоставимые с другими частями России и с другими странами». Понятно, что признавать это губернатору горько, ведь это проблема, которую надо решать в первую очередь внутри региона. Но этого не происходит, региональным чиновникам проще сказать, что такой разницы в стоимости природного газа не существует, то есть опять – проблемы нет, всё хорошо в региональном ЖКХ и делать чиновникам ни чего не надо. Во всём виноваты общественники и эксперты, которые оперируют « не правильными» цифрами.

Ещё один вопрос, на который пытаются жители калининградской области получить ответ, когда вода, текущая из кранов, будет пригодна для употребления в пищу и почему за ржавую воду, порой с содержанием червей, жители должны платить, как за воду, отвечающую всем стандартам и СанПиНам? Все в области знают о проблемах с холодной водой, начиная от нерегулярной её подачи, слабого давления в системе, низкого качества и высокой стоимости в отдельных муниципалитетах. Даже Роспотребнадзор неоднократно в последние годы призывал жителей использовать для питья только бутилированную воду. Все это знают, но только не чиновники регионального правительства, которые упорно не хотят признавать масштаб проблем в этой сфере. Даже предыдущий губернатор Н. Цуканов ещё в 2013 году требовал от своих чиновников быстрейшего включения области в федеральную программу «Чистая вода», тогда впервые была озвучена сумма, необходимая на приведение системы холодного водоснабжения в нормативное состояние – около 6 млрд. рублей. Нынешний губернатор заявляет, что не качественную воду пьют только в 12% потребителей и решить эту проблему можно будет в короткие сроки. К примеру, в 2019-2021годах выделяется из федерального бюджета на финансирование мероприятий 248,57 млн. рублей, из областного — 7,69 млн. рублей. Такими темпами можно приводить в порядок систему водоснабжения области более 30 лет, в аккурат, до её следующего капитального ремонта. Что это, непонимание глубины проблемы, или «втирание очков» населению с изображением бурной деятельности по этому направлению? Одно хорошо, что губернатор признал наличие проблемы с качеством питьевой воды. Но, вот его высказывание, что в регионе нельзя устанавливать разные тарифы на водоснабжение в зависимости от качества поставляемой потребителям воды, ни как не укладываются в рамки требований федеральных законов и Указа президента РФ N 600 от мая 2012 года. В этом документе чётко сказано, что региональные регуляторы должны устанавливать тарифы на коммунальные услуги в зависимости от их качества. Я не припомню, что бы этот указ отменяли, он до сих пор находится на контроле у президента РФ. А наш губернатор, признавая, что жители области потребляют некачественную воду, практически, оправдывает действия службы по тарифам , которая не снижает тариф на такую услугу, чем игнорируется требования указа. Эксперты уже давно отмечают, что на территории Калининградской ограниченно действуют многие нормы федерального законодательства в сфере ЖКХ, и этот факт является лишним тому подтверждением. Но самое опасное, что губернатор, публично выступая с критикой указа президента РФ, дал «добро» на снабжение населения не качественной водой! А, ведь, исследование, проведённое российским Роспотребнадзором , показало, что некачественная питьевая вода напрямую влияет на смертность в стране.


Я думаю, что незначительное снижение тарифа( замораживание на год) на некачественную коммунальную услугу с составлением службой по тарифам графика приведения её в соответствие нормам, могло бы более эффективно воздействовать на водоканалы по приведению в порядок своего хозяйства и побудило бы их изыскать внутренние резервы для сохранения внутреннего валового дохода. И это снижение (заморозка) тарифа ну никак не влияет на строительство станций обезжелезивания, прокладку новых труб, организацию новых водозаборов, потому что эти работы муниципалитеты самостоятельно в рамках любого тарифа сделать не смогут. Нужна инвестиционная поддержка или бюджетная помощь. В связи с этим возникают вопросы к губернатору: почему он не предпринял ни каких мер для включения региона в федеральную программу «Чистая вода» в первый год своего губернаторства, и существует ли утверждённая программа по приведению в порядок системы водоснабжения всей области?

Анализируя высказывания губернатора, можно договориться и до того, что ресурсоснабжающим организациям позволительно снабжать население электроэнергией с пониженным напряжением, низкотемпературным теплом, некачественной услугой по уборке и переработке отходов и т.д. И им за это ничего не будет. К сожалению, в нашем регионе, порой, так всё и происходит, и губернатор, сам не ведая того, своим высказыванием одобрил их сомнительные действия.


К примеру, хорошее начинание федерального центра, выразившееся в соответствующем постановлении по организации в регионах работы с отходами, в нашей Калининградской области извратили саму цель этого начинания. Подготовка к переходу на новый порядок работы с отходами у нас проводилась впопыхах, без глубокой проработки, преследуя одну цель – во что бы то ни стало ввести новый порядок с 1 января 2019 года. Ввели, ну и получили целый букет проблем, организационных недоработок, неправильно установленных тарифов и самое главное – ничего не изменилось в работе с отходами, как этого требует федеральное законодательство, только увеличились тарифы и для населения, и для бизнеса. Ведь, главная задача мусорной реформы - минимизировать поток отходов на полигоны и в дальнейшем попытаться вообще отказаться от полигонного захоронения. Для выполнения этой задачи региональным правительством ничего не было сделано, всё осталось по-старому. Более того, благодаря бездействию органов власти Калининградская область осталась без полигона для переработки и захоронения отходов, образующихся в областном центре! Три из четырёх полигонов, включённых в государственный реестр, на сегодняшний день переполнены и представляют реальную угрозу для экологии и опасность для жителей. Мусор как свозился на полигоны без сортировки и переработки, так и продолжает туда свозиться в таком же виде. Зато руководитель предприятия - регионального оператора по работе с отходами, уже дважды отметился в мошенничестве с бюджетными средствами, и ни чего – не наказан и продолжает дольше работать. Зато губернатор отчитался перед федеральным центром, что мусорная реформа в Калининградской области запущена в срок.


Невольно возникает вопрос к губернатору – кому такая реформа мусорной отрасли нужна, уж точно не жителям области и представителям бизнеса. У экспертного сообщества возникли серьёзные опасения, что подобные действия могут привести к непоправимым экологическим последствиям. Неужели губернатор этого не понимает?! Региональному правительству надо честно признать, что наша область оказалась не готова к реализации федерального Закона по обращению с отходами и выбрала ошибочный путь его реализации. Региональная отрасль по переработке отходов, по словам самих переработчиков, практически, перестала существовать. Поэтому делать основную ставку на сортировку, раздельный сбор отходов и их дальнейшую переработку для нашего региона ошибочно. Есть инвестиционные предложения по высокотехнологичной переработке отходов, практически безотходной, но губернатор их игнорирует, без объяснения причин.


Как сказал президент России Владимир Путин, если мусорная реформа ограничится ростом платы за ЖКХ, это будет профанацией. К сожалению, у нас так и получилось, жители не понимают, почему с нового года они должны платить за услуги регионального оператора в 2-3 раза больше, чем раньше.


Вот и возникают вопросы у населения области, чем занимаются профильное министерство строительства и ЖКХ и служба по регулированию цен и тарифов, если с каждым годом ситуация с ростом тарифов на коммунальные услуги только усугубляется, качество их не улучшается, кто руководит и контролирует их деятельность в региональном правительстве? Служба по тарифам, к примеру, подчинена напрямую губернатору и в ней в конце прошлого года поменялся руководитель – О. Боброва пришла из УФАС. Многие ожидали от неё более плодотворного начала работы, ведь у неё имелся реальный шанс провести независимую экспертизу основных тарифов в регионе, не беря на себя ответственность за спорные решения предыдущих руководителей службы. Но она этого не сделала, более того, без оглядки на общественное мнение начала тупо устанавливать тарифы на все коммунальные услуги с колоссальным ростом на срок до 2023 года! Она не оставила ни единого шанса для населения по оптимизации лежащего на них тарифного бремени, проигнорировав снижение реальных доходов жителей региона, которое продолжается уже четвёртый год подряд. Тем самым г-жа О. Боброва нарушила главный принцип государственного регулирования цен и тарифов – соблюдение баланса интересов между производителями коммунальных ресурсов и их потребителями.


О каком улучшении качества жизни можно говорить, если большинство тарифов на коммунальные услуги в нашем регионе значительно выше, чем в среднем по России. И, не смотря на призывы федерального центра и президента РФ об их пересмотре, региональные чиновники в очередной раз их повышают. Получается, что федеральный центр нашим чиновникам - не указ!


Из-за боязни критики и осуждения проводимой политики власти начали вводить тотальную цензуру: с рынка исчезли газеты, через которые можно было хоть как то публично обсудить региональные проблемы, в том числе и в ЖКХ, на общение с губернатором и чиновниками допускаются только «удобные» журналисты, общественные советы комплектуются «своими», угодными чиновникам людьми, большинство заседаний правительства проводятся в закрытом режиме. Теперь добрались и до ревизии банковских счетов жителей, которым положена выплата региональных льгот. Искажается сам вектор достижения социальной справедливости, к которой можно идти двумя путями: увеличение доходов населения и установление справедливых, доступных для потребителей тарифов, или совершенствование самого механизма социальных выплат, компенсаций, в том числе, и порядка субсидирования оплаты расходов на жилищно-коммунальные услуги. Региональное правительство стало на путь урезания выплат социальных льгот, игнорируя при этом реализацию возможностей снижения регулируемых государством расходов и повышения реальных доходов населения области. Установите законодательно максимально допустимую долю расходов на оплату услуг ЖКХ до 10% в совокупном доходе семьи, как это сделали в Москве, и жители уже за одно это скажут Вам спасибо.


Очень жаль, что не получается диалог с органами власти, и с сожалением приходится констатировать, что и губернатор, и чиновники «от ЖКХ» оказались очень далеки от народа, они боятся открытых дискуссий, избегают общения со СМИ и общественностью, поэтому и проводят государственную политику, которая не отвечает интересам жителей Калининградской области. При этом охватывается всё больше сфер жизнедеятельности населения жёсткой, тотальной цензурой, которая ограничивает права и свободы жителей Калининградской области, как граждан Российской Федерации, и порождает ещё большее недоверие к региональным органам власти и лично к губернатору.


Такое положение дел не устраивает большую часть населения региона, и это подтверждается результатами опроса на Обращение политических партий и общественников к жителям Калининградской области 27.09 2018 г. На основании отзывов жителей области, оценивших работу регионального правительства в сфере ЖКХ , как неудовлетворительную, будет готовиться обращение к президенту РФ с выражением недоверия региональному правительству! Иначе, кто поможет нам справиться с безразличием и некомпетентностью региональных чиновников?


Сергей ШЕРСТЮК

Эксперт в сфере ЖКХ




Читайте также в этом выпуске (№ 1168):

Комментарий:
Автор комментария*


Комментарий*
CAPTCHA
Введите слово с картинки*:


Объявления
© 1999-2009 Создание сайта: интернет-агентство CursorMedia