«ДворникЪ — работник и сторож
при всяком домъ»
(Словарь В. Даля)
Выбор публикаций
Поиск по сайту
 

Рассылка 
Укажите тип рассылки:
Укажите ваш e-mail:

 

Дворник № 1133 
Колонка Владимира Кузина от 21 августа 2018 года
Колонка Владимира Кузина от 21 августа 2018 года

Во многих странах и регионах стремятся развивать туризм. Не является исключением и Калининградская область. Давайте попытаемся разобраться, почему туризм является таким привлекательным видом деятельности.

С экономической точки зрения всё достаточно просто. Есть несколько источников роста. Это инвестиции, рост производства товаров и услуг, внешняя торговля и внутреннее потребление. Все эти направления пытаются развивать. Но вот что делать с внутренним потреблением, как его поднять? Прямой путь — увеличение доходов населения — не всегда приводит к требуемому результату. Увеличение дохода может привести к уменьшению потребления тут, на месте. Пример для Калининградской области тривиальный — шопинг в Польше. Туда за продуктами ездят те, у кого доходы выше прожиточного минимума. С другой стороны, рост доходов требует денег, а как вы помните, «денег нет, но вы держитесь…». Ну как в той старой мудрости: всех много, а всего мало, поэтому всего на всех не хватает.

Один из путей побудить купить хоть что-нибудь на нашей территории очень прост — привезти покупателей. Такими привезенными покупателями и являются туристы. Они как минимум покупают услуги размещения и общественного питания, а некоторые прикупят какой-нибудь сувенир. Я например во всех городах, где бываю, стараюсь купить магнитик на холодильник. Есть люди с более крупными масштабами. Я был свидетелем тому, как в магазине с янтарем человек купил пять денежных деревьев и сетовал, что они слишком маленькие. Через туристов осуществляется экспорт или вывоз продукции, реализуемой на территории за ее пределы.

Однако необходимо понимать, что турист туристу рознь. Очевидно, что в текущем году мы получим показатели посещаемости области туристами, особенно иностранными, значительно более высокие, чем, скажем, годом ранее. Но тут совершенно очевидная причина — чемпионат мира по футболу, на который приезжали болельщики. Эта разновидность называется событийным туризмом. Но скажите, как часто в Калининграде будет проходить чемпионат мира? Кроме того, болельщик — это специфический турист. Я не могу сослаться на какие-то данные, но думаю, что был повышенный спрос на пиво, может, «сувенирку» кто-то и покупал, но в целом основной выигрыш получила ФИФА, продав билеты на матчи, а остальное было слишком скоротечным, чтобы серьезно повлиять на экономическую ситуацию. Хотя посещаемость четырех матчей ЧМ-2018 на стадионе «Калининград» составила 132 тыс. 249 зрителей при вместимости стадиона, на время чемпионата равной 33 тыс. 973 зрителя. Средняя заполняемость стадиона «Калининград» на ЧМ-2018 составила 97,3 %, а турпоток в Калининградскую область увеличился на 7,5 %. Надежды на то, что болельщики в последующем приедут со своими семьями к нам в город, есть, но, насколько это сработает, посмотрим в будущем.


Если мы посмотрим на событийный туризм, это то, что привлекает, но основная задача политики в сфере туризма продать больше. А что мы продаем туристам в первую очередь — это услуги размещения. От того, насколько долго туристы будут в регионе, зависит объем их расходов, то есть объем продаж наших предприятий.


При этом число мест размещения растет. А еще ведь есть квартиры, которые можно снять.


По результатам прошлого 2017 года в регионе имелось 221 коллективное средство размещения, из которых 192 — это гостиницы, в которых имелось 4774 номеров, а 29 — средства размещения специализированного назначения, то есть санатории и базы отдыха, которые имели 2154 номера. То есть номерной фонд санаториев и баз отдыха — это примерно треть общего номерного фонда коллективных средств размещения.

Но вот что интересно: коэффициент использования гостиничного фонда, то есть число ночевок, деленное на произведение вместимости и числа дней в году. У санаториев этот показатель оказался значительно выше, чем у гостиниц, — 0,56 против 0,27, а среднее значение составило 0,36. О чем это говорит? Это говорит о том, что в прошлом году средний номер был занят только 36 % времени, то есть примерно 131 день на протяжении года. Это невысокий показатель. Хотя если вы посмотрите на итальянский пляжный курорт зимой, то большинство гостиниц там просто закрыты на замок, они работают только в сезон с мая по октябрь. Отдельная тема — это уровень сервиса и цен.

Я надеюсь, что в текущем году, благодаря футболу и теплой погоде, показатели по заполняемости номеров будут выше. Тем более что в текущем году начали работать новые гостиницы.

Понятно, что эта структура не учитывает событийный туризм, связанный с чемпионатом мира по футболу, однако она позволяет понять, что побуждает людей приезжать к нам в регион. Понятно, что эта структура будет изменяться. Но на ее основе можно понять, какие меры необходимо предпринимать для повышения туристической привлекательности и для кого необходимо повышать эту привлекательность.

В регионе с 2014 года действует государственная программа «Туризм», которая неплохо финансировалась.

Понятно, что всплеск расходов по этой программе в 2015 и 2016 году — это мероприятия по подготовке к чемпионату мира по футболу. Однако любое улучшение инфраструктуры работает на повышение туристической привлекательности.

Нужен ли туризм жителям области? По моему мнению, нужен. Потому что он позволяет создавать рабочие места. А если будут рабочие места, то наши доходы будут расти. А это, с моей точки зрения, основная обязанность власти по созданию условий для улучшения нашей жизни. Это сложная задача, и для ее решения необходимо использовать все возможности, в том числе туризм.

Еще про налоги. Опубликована информация о том, что в 2012 году от деятельности гостиниц в бюджетную систему Калининградской области поступило 128,6 млн руб., в 2017 году от деятельности гостиниц и прочих мест для временного размещения уже 208,4 млн руб. Всё бы ничего, да только инфляция (в данном случае под инфляцией мы понимаем индекс потребительских цен, который показывает, как снижается стоимость денег на потребительском рынке) за это время составила 165,4 %, то есть в ценах 2012 года в 2017 году было собрано всего 133,2 млн руб. Аналогично от деятельности гостиниц и ресторанов в 2012 году поступило 335,5 млн руб., а в 2017 году 593 млн руб., но в ценах 2012 года это всего 379 млн руб.



Владимир КУЗИН 
директор аналитического центра, доцент кафедры отраслевых и корпоративных финансов КГТУ



опубликовано на Калининградском деловом портале RUGRAD.EU





Читайте также в этом выпуске (№ 1133):

Комментарий:
Автор комментария*


Комментарий*
CAPTCHA
Введите слово с картинки*:


Объявления
© 1999-2009 Создание сайта: интернет-агентство CursorMedia