«ДворникЪ — работник и сторож
при всяком домъ»
(Словарь В. Даля)
Выбор публикаций
Поиск по сайту
 

Рассылка 
Укажите тип рассылки:
Укажите ваш e-mail:

 

Дворник № 1103 
В Калининграде нельзя снять Россию
В Калининграде нельзя снять Россию

Скалы из пенопласта


Через какое-то время на экраны должен выйти второй сезон сериала «Налет». Если первый сезон был достаточно мрачным и темным, с большим количеством портовых сцен, то второй сезон, по словам Аркадия Данилова, получился «посветлее по краскам» (уже была весна и появилось солнце). «Снимаем в одном месте, а [получается] три фильма и три разных Калининграда (два сезона «Налета» и сериал «Преступление». — Прим. ред.)», — рассказывает Данилов. 

Калининград оказался для киношников универсальной площадкой, где они могут получить совершенно разные локации и снять совершенно разные по тематике фильмы. Но Данилов уверяет, что в этом плане ограничения у региона все-таки есть. Около полутора лет назад к нему обратилась за помощью европейская компания, которая хотела сэкономить на логистике. Как вспоминает продюсер, заказчику нужна была «русская деревня в понимании европейцев» со всеми стилистическими шаблонами, будто бы взятыми из плохих анекдотов: шапки-ушанки, килограммы порошкового снега, перекошенные избы, ужасные дороги. «Трэш европейского видения России», — смеется кинопродюсер, который вынужден был отказаться от проекта. «В Калининграде в принципе нет возможности снять Россию», — добавляет он. 

Ахмед Бугов рассказывает о своих не слишком удачных попытках снять в Калининграде «реку Дон». «У Калининграда есть свое лицо. В кино есть понятие типажности. Если тебе нужен лысый толстенький мужичок 55 лет, то ты не возьмешь 25-летнего накачанного красавца нестандартной ориентации. Точно так же и с локациями. Не надо одно подгонять под другое», — заключает Аркадий Данилов.


Те же «Черные бушлаты» хотели снимать в Мурманске (по сюжету дело происходит именно там). Пока утрясался состав, в Мурманске началась полярная ночь. Съемочная группа уехала снимать в Керчь. Потом у проекта начались сложности с финансированием, съемки были «заморожены». Через год решили фильм все-таки доделать. Причем в Калининграде. «Калининград похож на Мурманск, но совершенно не похож на Керчь. Керчь — это скалы. И мы из пенопласта делали скалы», — смеется Данилов. 


«Сидеть Карабасом-Барабасом невозможно»

«Запад Фильм» и «Калининград Фильм» оказались первопроходцами на рынке подобных услуг в Калининграде. Кроме того, компании смогли завоевать рекламу, работая с такими сложными и резонансными проектами, как «Воин» и «Ученик». И сейчас, если кто-то из именитых режиссеров захочет снимать новую картину в Калининградской области, он, скорее всего, будет работать с Даниловым и Буговым. Кино — достаточно дорогой в производстве продукт. Продюсерам, которые приезжают снимать фильмы в незнакомом регионе, нужна гарантия того, что в нужный день на площадке будет массовка и техника, что съемочная группа будет обеспечена реквизитом, что именно в этот момент городские власти дадут разрешение на съемку. Неправильно выбранные подрядчики — это большой риск: весь механизм собьется, а заказчики потеряют деньги. 

Но партнеры прекрасно понимают, что их относительная монополия на этом рынке не вечна. Открыв для кинобизнеса калининградскую terra incognita, партнеры прекрасно понимают, что их схема через какое-то время с таким же успехом может быть использована другими людьми. А значит, начнется конкуренция. «Держать регион и сидеть [на Калининградской области] таким Карабасом-Барабасом — это невозможно. Это рынок: либо ты предлагаешь какие-то услуги, которые выгодны продюсерам, либо они приезжают и привозят свое», — говорит Данилов. «Мы дали толчок. А теперь и массовка побежит к ним...», — высказывает опасения Ахмед Бугов. 

В правительстве области сейчас заявляют о том, что в регионе должно появиться представительство «Ленфильма». В конце июня врио губернатора области Антон Алиханов и гендиректор ОАО «Киностудия «Ленфильм» Эдуард Пичугин подписали соглашение о намерениях. «Ленфильм» обещал организовать в регионе собственную кинопроизводственную базу, которая технически вытягивала бы обслуживание кино- и телевизионных проектов. Алиханов уверен, что это «большой шаг вперед на пути развития собственной киноиндустрии». 

Продюсеры пока не очень понимают, чем будет заниматься этот проект и стоит ли его рассматривать как потенциального конкурента на рынке киноуслуг. «Если будет строиться похожий комплекс, как в Петербурге (что возможно), то мне не очень понятна экономика. Я не понимаю, как они будут окупаться. Но «Ленфильм» — это люди профессиональные и грамотные. Если они примут решение, то они примут взвешенное решение», — говорит Данилов. Впрочем, он уверен, что областные власти будут заинтересованы в подобном проекте. 

Потихоньку на рынке начинают появляться мелкие игроки, которые не сильно портят погоду продюсерам. Данилов и Бугов говорят, что у этих компаний нет необходимых ресурсов (в первую очередь техники и базы массовки), чтобы представлять опасность на рынке, а московские заказчики с подозрением относятся к таким небольшим игрокам.

Тем не менее, другие крупные игроки в Калининграде, по их словам, должны скоро появиться. Сколько таких компаний сможет выдержать небольшой калининградский рынок, партнеры затрудняются ответить. Лишь говорят, что им необходимо около четырех проектов в год.

«Мы здесь давно и дорожим этим регионом. У нас задача, что называется, «беречь природу». Когда приезжает московская компания, то у них не стоит такой задачи: им надо отснять, выполнить свои функции и уйти. Когда мы приходим к какому-то подрядчику, то стараемся так выстроить отношения, чтобы мы всегда могли к нему вернуться. У «одноразовых» людей задача решить проблему, а дальше — трава не расти! Есть такая поговорка: «Кино — это выжженная земля. Где прошел кинобизнес — там трава не растет», — смеясь, дает прогноз на будущее Аркадий Данилов. 

Впрочем, перед Ахмедом Буговым и Аркадием Даниловым, кроме потенциального роста конкуренции (а значит, и демпинга, который, скорее всего, будет происходить на рынке), начинают вставать в полный рост и другие проблемы. Федеральные каналы начали урезать количество проектов: заказы на съемки сериалов уменьшились. Данилов говорит, что по сравнению с прошлым годом количество российских фильмов в производстве сократилось примерно на 40 %. Однако партнеры добавляют, что сейчас снова ведут переговоры по новым проектам: сериал и полнометражная картина. У нашей области есть шансы устоять в качестве перспективной площадки для съемок даже в условиях сокращающегося количества заказов. 

Противоречивое решение правительства зарезервировать в бюджете области 20 млн руб. на компенсации части расходов киношникам, воспринимается кинорынком и продюсерами позитивно. Данилов вспоминает, как он последние несколько лет ходил по московским офисам и убеждал заказчиков начинать снимать в Калининграде. После решения о рибейтах столичные продюсеры стали сами интересоваться, а что же происходит в Калининграде.


С ответным движением всё пока по-прежнему не слишком понятно. В региональном министерстве культуры и туризма кинобизнес воспринимают как нативную рекламу: потенциальному туристу показывают фильмы с видами Калининграда, а он после этого должен бежать в агентство и покупать тур в самый западный регион страны. Данилов приводит по этой теме понятную аналогию: реклама вовсе не означает, что потенциальный покупатель потратится на товар. Но рекламой всё равно заниматься нужно. Он рассказывает, что после того, как Первый канал стал показывать «Налет», многие удивлялись, что в Калининграде есть такие виды. 

«Мне звонили из команды [бывшего губернатора] Георгия Валентиновича Бооса: «О, мы наш Калининград, который полюбили, видим. О Калининграде киношники толком не знали», — рассказывает Ахмед Бугов. 

Сейчас, правда, ситуация поменялась: регион прочно прописался в повестке федеральных каналов. На вопрос, не кажется ли, что такой интерес СМИ связан только с сентябрьскими губернаторскими выборами и персоной Антона Алиханова, а после этого всё опять закончится, продюсеры только смеются.


Текст: Алексей ЩЕГОЛЕВ




Читайте также в этом выпуске (№ 1103):

Комментарий:
Автор комментария*


Комментарий*
CAPTCHA
Введите слово с картинки*:


Объявления
© 1999-2009 Создание сайта: интернет-агентство CursorMedia