«ДворникЪ — работник и сторож
при всяком домъ»
(Словарь В. Даля)
Выбор публикаций
Поиск по сайту
 

Рассылка 
Укажите тип рассылки:
Укажите ваш e-mail:

 

Дворник № 1082 
Колонка Сергея Шерстюка от 25 июля 2017 года
Колонка Сергея Шерстюка от 25 июля 2017 года
На сегодняшний день влияние величины коммунальных тарифов на уровень благосостояния и социальное благополучие семей в Калининградской области довольно значительное, так как действующие тарифы на жилищно-коммунальные услуги в Калининградской области выше средних показателей как по регионам Северо-Западного федерального округа, так и по РФ в целом:
- газ природный — выше на 37,2 %;
- отопление — выше на 31,6 %;
- горячая вода — выше на 17,6 %;
- газ сжиженный в баллонах — выше на 45,7 %.
Причём наблюдается устойчивая тенденция, когда тарифы в Калининградской области растут быстрее, чем в среднем по России. Экспертное сообщество говорит об этом каждый год, но реакции со стороны органов власти нет. Ведь ЖКХ — одна из немногих сфер, благополучие которой почти полностью зависит от эффективности работы органов власти.
Образовался замкнутый круг: жители региона, согласно проведённому опросу, в большинстве своем недовольны состоянием сферы ЖКХ, а органы власти не хотят признавать существование проблем. Региональное правительство пытается выставить состояние отрасли ЖКХ в розовом свете, только вот непонятно одно: почему ситуация в сфере ЖКХ за последние годы только ухудшается и тарифы бегут галопом? Кому-то очень выгодно дезинформировать как население региона, так и врио губернатора.
Дело в том, что Служба по государственному регулированию цен и тарифов уже второй год подряд в нарушение федерального законодательства устанавливает тарифы по два раза в год — с 1 июля и с 25 декабря, — что приводит к их резкому росту. В 2016 году для жителей областного центра резко выросли тарифы на отопление и горячую воду (16 %,) а в 2017 году произошло увеличение платы за холодную воду и водоотведение (24 % и 67 % соответственно). К чему это привело? К необоснованному росту регламентированной федеральным правительством платы для горожан за коммунальные услуги. В 2016 году это повышение составило 12,5 %, а в 2017 году — 15 %, хотя, согласно рекомендациям федерального центра, рост платы за коммунальные услуги не должен быть выше инфляции, т. е. 4 %. В некоторых других муниципалитетах рост платы достиг на 5–8 %. Получается, что регулирующий орган, не стесняясь, лоббирует интересы муниципалитетов, нарушая при этом законы. Контроля за его работой нет никакого, и экспертизу тарифов, которые устанавливает служба, проводит подведомственный ей центр. Хорошо устроились.
Если сравнивать, как положено, тарифы, установленные с 1 июля 2016 года, с тарифами, которые действовали с 1 июля прошлого года, то картина получается совсем не радужная. Так, рост тарифа на водоотведение для калининградцев составил 67 %, на холодную воду — 24 %, на горячую воду — 6 %, на отопление — 3,4 %, на электроэнергию — 3,4 %. Просто по новым, более высоким тарифам население начало платить раньше — не с 1 июля 2017 года, а с 25 декабря 2016 года. Нечто подобное происходит и в других муниципалитетах.
На фоне роста стоимости товаров первой необходимости и лекарств такое увеличение платы за ЖКУ приводит к существенному снижению уровня благосостояния жителей региона и, конечно, к накапливанию долгов. Так, по состоянию на 1 марта 2017 года дебиторская задолженность муниципального предприятия «Калининградтеплосеть» за потребленную тепловую энергию составляла 1,3 миллиарда рублей. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года она увеличилась на 14,8 %. Растёт задолженность населения и перед другими ресурсоснабжающими организациями.
Вопросы о серьезных долгах населения перед ресурсоснабжающими организациями постоянно рассматриваются на заседаниях регионального правительства и советов потребителей. При этом изобретаются различные варианты, как бы побольнее укусить должника, забрать его имущество, выселить из занимаемой жилой площади, отключить от всех благ цивилизации. Но никто не поднимает вопрос о том, могут ли в нынешних экономических условиях жители региона осилить такую высокую плату за коммунальные услуги, ведь доступность этих тарифов в целом за все ЖКУ служба по тарифам не проверяет. Тогда возникает вопрос, для чего ресурсоснабжающие организации принимают программы по энергосбережению и энергоэффективности, инвестиционные программы, программы по снижению технологических потерь, если ни качество услуг не улучшается, ни темпы роста стоимости этих услуг не снижаются. Складывается устойчивое мнение, что региональное правительство не имеет чёткой программы действий в сфере ЖКХ и не знает, как правильно и эффективно проводить государственную политику при решении этих вопросов.
Возрастающие долги населения, в частности за электроэнергию, толкают руководителей энергетических предприятий на принятие решений, сомнительных с точки зрения закона.
Действительно, если собственник не оплачивает два месячных норматива, то можно начинать предупреждать о грядущем отключении. В 2017 году управляющим компаниям стало проще ограничивать неплательщиков благодаря постановлению № 1498 от 26.12.2016. Порядок отключения электроэнергии в многоквартирных домах регулируют постановления № 354, № 442 и № 1498. Но этими вопросами должны заниматься управляющие компании как исполнители коммунальных услуг. При чём здесь энергоснабжающие организации? «Энергосбыту» необходимо только выставить претензию о задолженности за электроэнергию в адрес управляющей компании, поскольку договорных отношений с конкретными собственниками «Энергосбыт» не имеет и не должен иметь согласно Жилищному кодексу РФ. И уж тем более не должен производить какие-то действия по отключению и включению потребителей в чужих внутридомовых сетях, которые обслуживаются управляющей компанией. Более того, порядок и размер расходов исполнителя по введению ограничения, приостановлению и возобновлению предоставления коммунальной услуги должны быть установлены правительством Российской Федерации или в крайнем случае утверждены Службой по государственному регулированию цен и тарифов. В настоящее время такого нормативно-правового акта нет.
Каждый год все жители региона с надеждой ждут, что замедлится рост коммунальных тарифов, хотя бы во время экономического кризиса. Польша снизила стоимость отдельных видов товаров первой необходимости и плату за проезд в общественном транспорте, в Белоруссии почти в 2 раза уменьшили тарифы на некоторые коммунальные услуги, в Оренбурге губернатор отменил повышение тарифов на 2017 год. У нас периодически меняются губернаторы, появляются новые люди в правительстве, а жилищно-коммунальные проблемы остаются нерешёнными. Чем хуже экономическая ситуация, тем больше растёт финансовая нагрузка на население. Если позиция мэра областного центра понятна — он и не скрывает, что тарифы на все коммунальные услуги муниципальных предприятий недооценены, а в перспективе будут только расти, и ему глубоко безразличны проблемы горожан, — то губернатор просто обязан заботиться о благополучии жителей региона. Неужели и на этот раз после прихода молодого, энергичного губернатора всё останется как прежде, и в очередной раз ресурсоснабжающее и муниципальное лобби победит?

Сергей ШЕРСТЮК,
эксперт в сфере ЖКХ


Комментарий:
Автор комментария*


Комментарий*
CAPTCHA
Введите слово с картинки*:


Объявления
© 1999-2009 Создание сайта: интернет-агентство CursorMedia