«ДворникЪ — работник и сторож
при всяком домъ»
(Словарь В. Даля)
Выбор публикаций
Поиск по сайту
 

Рассылка 
Укажите тип рассылки:
Укажите ваш e-mail:

 

Дворник № 1061 
Колонка Сергея Шерстюка от 21 февраля 2017 года
Колонка Сергея Шерстюка от 21 февраля 2017 года
Необходимо признать, что Закон о капремонте не популярный, население считает взносы на капремонт несправедливыми поборами. Слишком много в нём не понятного для людей и отсутствуют гарантии выполнения капремонта даже в недалёком будущем. В российском законодательстве много противоречий по капремонту. Закон о капитальном ремонте не включает весь перечень работ по капремонту, регламентированный ВСН и СНиП. Один из основных недостатков закона о капремонте - отсутствие капитального ремонта всех элементов дома с учетом его технического состояния. Недаром Генпрокуратура по поручению президента с начала 2017 года начала проверять, как соблюдается законодательство в программах капитального ремонта в регионах РФ. Кроме финансовых вопросов в этой проблеме и граждан, и экспертов, и юристов волнует вопрос легитимности самого существования фондов капремонтов в регионах, которые являются по своему статусу общественной организацией. Мы имеем сегодня абсолютно закрытую организацию, которая, выполняя государственные задачи, распоряжается огромными деньгами, собранными с населения, само существование которой вступает в противоречие с основными законами РФ, и при этом еще и не несет ни за что ответственности, так как договоров Фонд ни с кем заключать не хочет.
Но хотелось бы поднять две основные проблемы в вопросе капитального ремонта многоквартирных домов в Калининградской области. Главная проблема – финансирование капитального ремонта МКД. Во-первых, большинство регионов отказываются от увеличения взносов на капремонт либо делают индексацию минимальной. Среди прочих не стали увеличивать размер платежа за капремонт и в нашем регионе на 2017 год, оставив существующий размер взноса на капремонт 5,9 руб./кв.м.
Во-вторых, рост размера взносов на капремонт будет вести к росту числа неплательщиков. В 2016 году собираемость взносов составила примерно 71 %. То есть за капремонт не платит примерно каждый четвертый собственник. Также стоит помнить, что из-за падения реальных доходов граждан начала расти их задолженность за услуги ЖКХ. Именно в Калининградской области, по сравнению с другими регионами Северо-Запада, долги за потреблённые коммунальные услуги растут более быстрыми темпами. Очевидно, что будет расти и объем неплатежей за капремонт в случае резкого роста ставки взносов. Получатся замкнутый круг.
Сохранение существующей системы взносов в неизменном виде подразумевает лишь два возможных сценария развития ситуации. Либо в ближайшие несколько лет объем сборов с граждан будет увеличен в 5–10 раз, либо подавляющая часть жителей не дождётся капремонта, несмотря на свои ежемесячные отчисления. Кстати, Правительством Калининградской области год назад было уже озвучено предположение о возможном увеличении взноса на капитальный ремонт до 29 руб./м2, который они посчитали экономически обоснованным.
Решить проблему капитального ремонта жилья без участия государства невозможно. Не только из-за порочности существующей системы, но прежде всего из-за того, что проблемы в старых домах накопились с советских времен. Нормативные сроки капитального ремонта различных элементов инженерного оборудования и конструкций в жилых зданиях по советским нормативам варьировались от 10 до 40 лет. Это, в свою очередь, предполагало проведение комплексного капитального ремонта каждые 25–30 лет. К сожалению, в Калининградской области около 50% многоквартирных домов, включённых в региональную программу по капитальному ремонту, построены ещё в довоенные годы. Такие дома требуют немедленного и полного капремонта. Сбор средств на подобный ремонт жителям придется вести как минимум десяток лет, а то и больше. Кроме того, в этом случае граждане фактически берут на себя бремя содержания имущества, не выполненное предыдущим собственником — советским государством.
Попытка решить эту проблему была предпринята с помощью федерального закона «О приватизации жилищного фонда в РФ». В статье 16-й данного закона было указано, что в домах, требовавших капитального ремонта, в случае приватизации жилых помещений «за бывшим наймодателем [то есть государством] сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда». Фактически речь идет о том, что в домах, построенных до середины 1960-х годов и не отремонтированных, капитальный ремонт должен финансироваться целиком за счет государства. А в отношении домов 1965–1991 годов постройки должна действовать система софинансирования.
Даже в текущей кризисной ситуации средства на решение проблемы капитального ремонта жилья в региональный бюджет должны закладываться. Ведь выделялись же на эти цели суммы в размере 1 млрд рублей в 2014 и 2015 годах. Но потом государственное участие свелось практически к нулю. Для финансирования капитального ремонта домов довоенной постройки в Калининградской области необходимо включать их в ФЦП. При недостаточности средств целесообразно обратиться в федеральный центр с предложением о перераспределении бюджетных средств в пользу нашего региона.
Кроме того, необходимо привлечь к решению проблемы ветхого жилья частных инвесторов. Один из возможных способов — реализация программ комплексной реконструкции кварталов ветхого жилья. В первую очередь речь идет о кварталах довоенной постройки. К реализации таких проектов можно привлекать частных инвесторов при условии принятия ими обязательства по финансированию расселения жителей ветхих домов на основе взаимной финансовой выгоды.
Перераспределение бюджетных средств в пользу регионов и муниципалитетов, введение программ софинансирования, привлечение частных инвесторов к реконструкции кварталов довоенной постройки — вот реальная альтернатива нынешней системе финансирования капремонта в нашем регионе. Рассматривается и ещё один возможный вариант привлечения финансовых средств, но уже кредитных. Этот вариант предполагает софинансирование процентной ставки по кредитам, когда ТСЖ или УК может такой кредит взять, а процент по нему будет оплачиваться из бюджета.
Почему-то органы власти замалчивают возможности предоставления государственной поддержки капитального ремонта, установленные постановлением Правительства РФ от 17.01.2017 №18. Это тоже шанс для домов, построенных в советское время, получить государственную финансовую помощь на капремонт в размере до 50% от стоимости ремонта.
Вторая немаловажная проблема – несовершенство региональной программы по капитальному ремонту МКД на тридцатилетний срок. Отсутствие комплексного подхода к капитальному ремонту негативно сказывается на домах ранних годов постройки, у которых нормативные сроки ремонтов превышены в 2 и более раз. Кроме того, в нашем регионе жилой фонд довоенной постройки (это более 50%) не соответствует действующим СНиП по несущим и ограждающим конструкциям, толщине стен, состоянию внутренних инженерных систем. Такие дома требуют предварительного, тщательного технического осмотра и в дальнейшем комплексного ремонта в самые короткие сроки. На самом деле много домов довоенной постройки планируется окончательно отремонтировать, согласно программе, только через 20- 30 лет. Доживут ли они до этого времени - большой вопрос.
Многие жилые дома, которые уже сейчас относятся к категории ветхих и малопригодных для проживания, особенно в сельской местности, включены в региональную программу на второе и третье десятилетия, т.е. 2030-2040 годы. В результате чего с большой долей вероятности можно предположить, что такие дома, не дождавшись проведения капитального ремонта, перейдут в категорию аварийных. А взносы на капитальный ремонт жители таких домов будут исправно платить 10-20 лет. Это несправедливо.
Еще одним негативным моментом региональной программы является включение в её состав жилых домов, по которым есть судебные решения, предписывающие проведение капитального ремонта за счет бывших собственников МКД – муниципальных органов власти. Из-за отсутствия необходимых финансовых средств у муниципалитетов в этих домах не проводятся капитальные ремонты, и собственники вынуждены платить взносы, так как эти дома включили в региональную программу. Только в г. Калининграде требуется сумма для ремонта домов по проигранным судебным искам в размере более 600 миллионов рублей. По идее, собственники таких домов взносы платить не должны. К сожалению, региональные власти не прилагают ни каких усилий к тому, чтобы понудить муниципалитеты отремонтировать эти дома за свой счёт.
Весной прошлого года, рассматривая систему сборов на капитальный ремонт, Конституционный суд внёс одно очень существенное пояснение: «Введение взносов на капитальный ремонт не отменяет обязательств государства перед жителями домов, требовавших капитального ремонта на момент приватизации жилья. Подобные здания должны в первоочередном порядке включаться в соответствующую региональную программу. Вместе с тем законодателю надлежит конкретизировать порядок исполнения данного обязательства». Это означает, что капитальный ремонт тех домов, которые нуждались в нем на момент приватизации жилья, должен проводиться за счет регионального и муниципального бюджета. Пока они не отремонтирует эти дома — их жители должны освобождаться от платы за капремонт, или должны иметь гарантии компенсации затраченных средств. Совершенно очевидно, что правительство Калининградской области и Облдума должны срочно инициировать внесение соответствующих поправок в региональный Закон о капитальном ремонте.
Ещё один вопрос, который касается уже сравнительно «молодых» домов этажностью выше 5 этажей. Собственники домов, где имеются лифты, никогда финансово не потянут замены лифта стоимостью полтора-два миллиона рублей. Это нереально, и никакие накопления в рамках фонда капремонта не смогут обеспечить решение этой проблемы. Тем более в домах, построенных в советский период , где как раз истекли сроки эксплуатации (25 лет) лифтов. Здесь требуется прямое бюджетное финансирование, так как собственники просто не успеют накопить нужную сумму. А состояние лифтов - это вопрос безопасности людей.
Региональная программа по капитальному ремонту МКД требует глубокого переосмысления и переработки со стороны органов власти и Фонда, и дополнительного общественного обсуждения.
По некоторым вопросам в сфере капитального ремонта нет необходимости ждать изменений федерального законодательства, назревшие вопросы можно и нужно решать на региональном уровне. Например, это касается ответственности за качество и сроки проведения ремонтов, или освобождения от уплаты взносов на капитальный ремонт полностью-80-летним одиноко проживающим неработающим пенсионерам и на 50% от взноса за капремонт 70-летним одиноко проживающим неработающим пенсионерам. Не так, что сначала заплати, а потом получи компенсацию, а не платить ничего, если тебе это положено по закону. Это вопрос к депутатам Облдумы.
Совершенно очевидно, что к вопросу капитального ремонта МКД необходимо подходить творчески, отбросив все чиновничье крючкотворство, действовать в интересах жителей нашего региона, а не проводить ремонты ради галочки. И предпосылки для этого есть, наконец-то у нас появился молодой врио губернатора с серьёзными амбициями и не замыленным взглядом на проблемы ЖКХ. Грамотное формирование команды и нестандартные решения могут привести к реальному улучшению качества жизни горожан, в том числе и в вопросе содержания жилого фонда, ответственность за который до сих пор лежит и на местных органах власти.
И уж если произошло слияние двух министерств: строительства и ЖКХ в одно суперминистерство, то становится очевидной необходимость создания в регионе института Уполномоченного по правам потребителей в сфере ЖКХ.

Сергей ШЕРСТЮК
Эксперт в сфере ЖКХ


Комментарий:
Автор комментария*


Комментарий*
CAPTCHA
Введите слово с картинки*:


Объявления
© 1999-2009 Создание сайта: интернет-агентство CursorMedia