«ДворникЪ — работник и сторож
при всяком домъ»
(Словарь В. Даля)
Выбор публикаций
Поиск по сайту
 

Рассылка 
Укажите тип рассылки:
Укажите ваш e-mail:

 

Дворник № 1055 
Зачем Калининградская область будет возмещать расходы кинопродюсерам?
Зачем Калининградская область будет возмещать расходы кинопродюсерам?

«Как затащить в Калининград Бондарчука» 

О том, что кинокомпаниям нужно компенсировать часть затрат на производство фильмов из бюджета регионов, где кино снималось, заговорили активно в 2016 году. В киносреде считают, что бюджетные деньги позволят привлекать на территорию субъектов РФ съемочные группы. Одним из сторонников системы рибейтов (тех самых компенсаций) является продюсер и режиссер Федор Бондарчук. Он полагает, что после девальвации рубля снимать в России «стало дешевле, чем во Вьетнаме». 

За готовность раскошелиться в кризисное время регионам сулят увеличение инвестиций в экономику и гипотетический рост турпотока, а также новые рабочие места и прочее улучшение финансово-экономических показателей. Положительный международный опыт на этот счет есть. После того, как механизм заработал в Грузии, где компенсации варьируются от 20 до 25 %, страна получила реальное увеличение рабочих мест. В Канаде каждая съемка приносит городу, куда приезжает съемочная группа, более 500 рабочих мест. Про Мальту фонд кино пишет, что вклад киноиндустрии в местную экономику достиг 100 млн евро. При этом фонд не упоминает о Литве, где также работает система компенсаций, но только при условии, если продюсеры потратят на территории республики не менее 43 тыс. евро. 

Приморский край, Астраханская область, Крым и Калининградская область — пилотные регионы России, которые заявили о готовности поделиться с продюсерами. Объем поддержки разнится: Приморье готово компенсировать организаторам съемок 15 % от потраченных ими средств (в бюджете заложено соответственно 5 млн рублей). В Крыму окончательное решение по рибейтам не принято. А вот правительство Калининградской области остановилось на максимальном размере компенсации — 20 % от затрат. На эти цели в областном бюджете 2017 года будет заложено сразу 20 миллионов рублей. Деньги исключительно региональные. От фонда кино власти Калининградской области ждут только методической помощи. Никаких программ софинансирования не запланировано. 

Эти 20 млн руб. министр культуры и туризма Калининградской области Андрей Ермак называет «конкурентным преимуществом» региона в борьбе за съемки, поскольку если заложить слишком мало средств, то это не вызовет интереса к региону. «Эффект от такого мероприятия будет гораздо больше, нежели размазывать тонким слоем масло по бутерброду», — говорит чиновник, упоминая о логистических преимуществах Калининграда, уникальной архитектуре и природных ландшафтах. 

Слова министра подтверждает и генеральный директор компании «Запад фильм» Ахмед Бугов. Его компания плотно работает с кинопродюсерами, приезжающими в Калининградскую область. «Запад фильм» помогает им с выбором площадок, подыскивает актеров и массовку, предоставляет в аренду съемочный павильон. Именно с этой фирмой работали съемочные команды Федора Бондарчука и режиссера Кирилла Серебренникова. Напомним, Бондарчук продюсировал фильм «Воин», снимавшийся в Калининграде, а Серебренников снял у нас драму «Ученик». «Запад фильм» также работает с крупной компанией «Вайт Медиа» — они адаптировали для российского кинорынка американский сериал «Родина». В Калининградской области «Вайт Медиа» снимала сериалы «Красная вдова» и «Преступление». Бугов рассказывает, что режиссеров в нашем регионе интересует «кинематографическая сторона». «Разнообразная европейская архитектура — таких локаций нет в России. Картинка совершенно иная», - поясняет он. 

Гендиректор вспоминает, что для спортивной драмы Федору Бондарчуку требовались порты. Первоначально он хотел снимать «Воина» на Дальнем Востоке. Но потом кто-то дал ему телефон Бугова. После их разговора продюсер изменил решение. «Оказалось, что не надо лететь за тысячи километров на другой край России. Как было сказано на торжественном вечере в честь окончания съемок, этих денег хватило бы только на то, чтобы долететь. А здесь лететь час», — рассказывает Ахмед Бугов. 


Сам Бугов раньше работал каскадером. По его словам, 15–18 лет назад ему пришла идея донести до кинематографического истеблишмента, что в Калининградской области «потрясающие локации».


«Кому достанутся деньги»

По словам Ермака, его министерству было «достаточно тяжело» добиться выделения 20 миллионов рублей. Но на финансирование других мероприятий это вроде бы не повлияло. 

Бюджет фильма «Воин» Бондарчука, согласно данным «Кинопоиска», составляет 115 млн руб. Но Ермак говорит, что если в регион придет еще один дорогой проект от данного продюсера, это не означает, что все деньги, заложенные в бюджете на компенсацию, достанутся только ему. За 20 миллионов, которыми располагает область, продюсерам придется конкурировать между собой. 20 % от фактических затрат — это верхний предел, на который может рассчитывать съемочная группа. На практике, скорее всего, получится так, что сумму распределят между несколькими производителями. Роль арбитра в соревнованиях между съемочными группами будет выполнять региональная кинокомиссия. Точнее, её экспертный совет, но с его составом в министерстве пока не определились. 

Согласно документам фонда, продюсеры смогут потребовать для себя оплаты практически любой услуги: от покупки авторских прав, приобретения гаджетов (флешки, жесткие диски, blu-ray), услуги переводчиков и бухгалтеров, вплоть до расходов по логистике. Но абсолютно все из этого списка придется подтверждать. При этом Ермак уверен, что ситуации, когда все деньги из-за высокой стоимости билетов достанутся федеральным авиакомпаниям, не произойдет. Своеобразной страховкой от окончательного выпадения денег из региональной экономики министр называет как раз кинокомиссиию, которая может не утвердить эти расходы. «Я просто не представляю себе ситуацию, когда все деньги могут уйти авиакомпании», — обещает он. 


«Нас спасет Левиафан» 

Самым спорным моментом в системе рибейтов является выгода, которую обещает регионам фонд кино за их же деньги.

«Если поставить баннер в центре Москвы, то количество зрительных контактов будет несколько десятков миллионов. Но очень сложно понять, как оно трансформируется в конкретных туристов. Точно так же и какие-то позитивные моменты в фильме: они могут в это трансформироваться, а могут не трансформироваться», — рассуждает Андрей Ермак. 

«Как мы выбираем, куда поехать? Все очень просто, как в детстве. Смотрим на картинку и говорим: «Вау! Хочу туда». Смотрим фильм Вуди Аллена «Вики Кристина. Барселона» и едем в Барселону. Поэтому фильмы, несомненно, работают», — поддерживает идею рибейтов арт-директор кинотеатра «Заря» и первый кандидат в экспертный совет региональной кинокомиссии Артём Рыжков. 

«Есть международные практики, когда съемки фильма в регионе формируют некий туристический бум. Даже если территория показана не позитивно, например, фильм «Левиафан». Люди реально захотели посмотреть на скелеты рыб, которые якобы там на берег выброшены. Хотя, понятно, что это были декорации фильма», — рассказывает Андрей Ермак, поясняя, что фильм помог сформировать туристический интерес к поселку Териберка, мало кому известному до фильма Андрея Звягинцева. 

Уверенности в благоприятном эффекте рибейтов добавляет и личный опыт Андрея Ермака. Он вспоминает об экранизации «Инферно» по книге писателя Дэна Брауна и признается, что во время чтения романа ему остро захотелось во Флоренцию. По его словам, для позитивного имиджа области хватает и того, что Федор Бондарчук после съемок «Воина» теперь всюду говорит, что Калининградская область — «одно из лучших мест для съемок». 


«Бондарчук против баннеров» 

По сути, судьба программы рибейтов будет зависеть от тех результатов, которые получит профильное министерство. Минтуризма должно провести замеры и соцопросы (вплоть до опросов постояльцев в гостиницах). Если оно выяснит, что туристы «влюбились в виды Куршской косы после фильма «Воин», то тогда даже возможно увеличение финансирования программы компенсаций. Но если эффекта не будет, то «это дело глупо продолжать». Андрей Ермак уверен, что люди, посмотревшие фильм, — это те туристы, которые будут готовы оставить в регионе больше денег, чем те люди, которые «купились» на красивые рекламные щиты. 

«Прямая реклама через баннеры, поверьте, не дешевая. Баннер в Шереметьево или статья в журнале «Аэрофлот» — это приличные деньги. Человек, который принимает решение о поездке в регион, посмотрев фильм, — это тот турист, который не приходит к туроператору и говорит: «У меня 40 тыс. руб. Скажите, куда поехать?» Это турист более искушенный. Он принимает решение поехать в Калининградскую область исходя из своих культурных предпочтений. Для него вопрос дешевизны туристического продукта не слишком определяющий. Ему уже не так важно, сколько это стоит», — уверяет Ермак. 

Врио главы региона Антон Алиханов в своем большом интервью ТАСС говорил, что провел переговоры с несколькими продюсерами, которые явно обрадовались введению рибейтов в Калининградской области. Глава региона пообещал «громкие имена», но без какой-либо конкретики. 

Генеральный директор «Запад фильм» Ахмед Бугов также уверен, что в 2017 году съемок в области станет больше. В качестве главной причины он видит не бюджетные деньги, а собственную команду, имеющую связи с российскими продюсерами. На вопрос о громких именах, готовых прийти в регион, он отвечает, что «Вайт Медиа» в 2017 году, вероятно, снимут в Калининграде еще один сериал. Сейчас по этому поводу идут переговоры с «Запад фильмом». 




Читайте также в этом выпуске (№ 1055):

Комментарий:
Автор комментария*


Комментарий*
CAPTCHA
Введите слово с картинки*:


Объявления
© 1999-2009 Создание сайта: интернет-агентство CursorMedia