«ДворникЪ — работник и сторож
при всяком домъ»
(Словарь В. Даля)
Выбор публикаций
Поиск по сайту
 

Рассылка 
Укажите тип рассылки:
Укажите ваш e-mail:

 

Дворник № 104 19.12.2000 - 26.12.2000
Элитой по элите?
Элитой по элите?
Александр Попадин
БОЧКА МЕДА И ЛОЖКА ДЁГТЯ

Наконец-то критики и скептики могут прикусить свои длинные языки: Калининград является европейским городом хотя бы потому, что в нём есть респектабельный район.

Бесплатные рекламные газеты как источник сопутствующей информации - тема отдельная, к которой следует обращаться особо. Сейчас же речь пойдёт об одном объявлении в газете "Экстра-пресс", а именно: о "продаже квартир экстра-класса в респектабельном районе в новом доме по ул.Кутузова". На картинке, иллюстрирующей объявление, нарисован фасад дома хорошей архитектуры, в котором угадывается рука популярного калининградского архитектора Александра Башина. И я первый брошу камень в того, кто скажет, что Башин спроектировал плохой дом.

Следует уточнить диспозицию. Улица Кутузова, расположенная неподалеку от Центрального парка Калининграда, по достоинству считается самой красивой улицей в городе, и на неё возят туристов так же, как и на 5-й форт.

Раньше вслух никто не осмеливался называть этот район "элитным", разве что в прошедшем времени, имея в виду немецкий период истории. И это понятно: в советское время элиты не было как класса, а в нынешнее время обилие живущих в районе полунищих пенсионеров не очень ассоциируется с избранностью. Поэтому частные объявления, публикуемые в "Из рук в руки" и говорящие, что "продается квартира в элитном районе ул. Кутузова", имеют в виду прежде всего архитектуру этого места и сам район как уникальную градостроительную единицу: уютные закоулки, невысокие двухэтажные дома, разнообразие исторической архитектурной манеры.

И вот объявление в газете "Экстра-пресс" не оставляет никаких сомнений: у нас сделана заявка на появление по-настоящему элитного и респектабельного района. Стоимость квадратного метра будущего жилья - от 520 у.е. - развеивает привычный скепсис и сразу показывает масштаб заявки.

Казалось бы, надо радоваться: хорошо ведь! Так как у мэрии денег на новое строительство нет, то пусть хотя бы состоятельные люди обустраивают наш город! Но эта радость омрачается существенными обстоятельствами.

Нет никакой новости в том, что богатые люди стремятся жить в красивых и "респектабельных" районах, и совершенно очевидно, что как только появятся люди, готовые платить "от 520 у.е. за метр", сразу появятся подобные дома. Другое дело, что респектабельный (в переводе с французского - "достопочтенный"), по-настоящему красивый и гармоничный район у нас в городе всего один. Именно он, бывший Амалиенау, сейчас в народе зовётся по главному своему ориентиру "район улицы Кутузова". И таковым, респектабельным и элитным, он стал не случайно (о чем подробнее смотри историческую справку), и нет ничего проще, как его потерять.

Для этого нужно немного: чтобы пришли деловые люди и выстроили десять очень хороших четырехэтажных домов. Автономно и независимо друг от друга. Как они сделали на улице Лесопарковой.

В результате мы получим сумму хороших зданий и однозначно потеряем исторический район как единое градостроительное целое. И перестанем возить москвичей на экскурсии, потому что хороших домов и в Москве настроили предостаточно. А исторический европейский город будем возить показывать в Гданьск и Вильнюс.

ВСЁ ДЕЛО В ИНФРАСТРУКТУРЕ

Упомянутое объявление в газете имело общественное продолжение. Жильцы окрестных домов, когда узнали о масштабе затеянной стройки, написали возмущённое письмо в мэрию с требованием прекращения строительства. Письма протеста жильцов окрестных домов по поводу любой затеянной рядом стройки - дело обычное; с ними сталкивается любой инвестор, неважно, строишь ли ты бензоколонку, торговый комплекс или жилой дом. Но здесь случай особый, потому что и район особый.

Основной аргумент жильцов - старые сети не выдержат дополнительной нагрузки. Действительно, в начале ХХ века, когда Амалиенау закладывался архитектором Хайтманном, все инженерные сети проектировались под существовавший тогда масштаб нагрузки. Сейчас же с учётом износа сетей, увеличения плотности застройки и её этажности этот район в качестве респектабельного требует полного обновления инженерных коммуникаций, включая прокладку оптико-волоконного кабеля и прочих технических новшеств конца XX века. На первый взгляд, кажется - утопия. Ничуть не бывало! Но такая работа немыслима без прямого и непосредственного участия мэрии. Частный застройщик, какой бы он богатый ни был, инфраструктурой города заниматься не в состоянии, да и не его это дело. Это компетенция городских властей.

И дело даже не в бюджетных деньгах: во всём мире такие проекты делают на кредиты. Примером может служить тот же Санкт-Петербург: там взяли кредит у Европейского банка реконструкции и развития (название этого учреждения говорит само за себя) и вложили его в развитие инфраструктуры целого района. Сделали проект, замостили улицы булыжником, поставили хорошие ручной работы чугунные фонари, то есть "расставили городскую мебель". В результате на 1 вложенный рубль им удалось привлечь 5 рублей сторонних инвестиций. Фирмы, увидев сформированную городскую среду, с удовольствием стали строить в этом месте. При этом цокольные этажи новых зданий, построенных инвесторами, по контракту оставались у мэрии. Продавая их, мэрия расплатилась по кредиту и получила много чего для своего города: рабочие места, налоговые отчисления, респектабельный благоустроенный район, в который, я уверен, через десяток лет будут возить туристов.

Несколько лет назад ЕБРР предлагал Калининграду взять подобный кредит в размере 4000000$. Наша мэрия, как можно догадаться, была не готова к подобной работе...

Но вернёмся от практики упущенных возможностей к реалиям сегодняшнего дня, к дому по ул.Кутузова. После того как рабочие вырыли котлован под фундамент нового элитного дома, а жильцы написали письмо с множеством подписей, мэрия обнаружила юридический казус: участок земли брался двумя физическими лицами под строительство двух двухэтажных коттеджей, а в итоге строится один - дом четырехэтажный.

Деловых людей понять можно. Они говорят прямо: "Если я буду согласовывать каждую бумажку по поводу и без повода, у меня дело развалится, не начавшись". Им платить административные штрафы (кстати, не очень-то и большие) в случае нарушений выгоднее, чем следовать закону.

Упаси боже, речь идет не о том, чтобы карать и не давать строить. Наоборот, следует сделать так, чтобы инвесторы строили с минимальным согласованием строительной документации. Потому что иначе на согласовательном этапе сразу же расцветает махровое взяточничество, сроки срываются, и деловые люди уходят строить, например, в Нижний Новгород. Где на все согласования уходит месяц.

Но такое впечатление, что существующее положение дел устраивает мэрию. Потому что чего нужного ни захочешь, того у мэрии как раз и нет.

ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА КАК ФИГУРА ОТСУТСТВИЯ

Показательно, что при огромной массе надзирающих инстанций муниципальные власти против самовольного строительства практически бессильны. В случае нарушений не могут ни наложить существенный штраф на владельца объекта, ни отнять лицензию у строительной организации. Цивилизованный механизм воздействия на нерадивого застройщика отсутствует. Вы что-нибудь слышали о том, что мэрия так взялась за нарушителя строительных норм, что он был вынужден разобрать постройку, возведенную против правил? И я не слышал. Не было такого.

Подмечено, что любой экономический подъем в стране сопровождается строительным бумом. По всем параметрам Россия (и Калининград), преодолев последствия обвала 1998 года, выкарабкивается из кризиса, в связи с чем прогнозируется существенное увеличение объемов и качества строительства. А что получается?

Получается, что мэрия кругом не готова. Кредиты типа ЕБРР осваивать не может, разработка генплана затянулась в лучших традициях советского долгостроя, управленческо-регламентирующий механизм при 27 (!) согласовывающих инстанциях не работает. Инвестиционными вливаниями в недвижимость города никто не управляет. Все ссылки главного архитектора на то, что всё тормозится непринятым генпланом, что работа сложная и серьезная, не выдерживают никакой критики: слишком затянутой оказалась разработка жизненно важной части нормативных документов, которую можно было принять в опережение остального пакета.

Респектабельные районы в полном смысле этого слова могут возникнуть усилиями деловых людей при заинтересованном участии градостроительного отдела мэрии, и никак иначе. Но мэрия должна быть готова к подобному развороту дела и, если есть спрос, предлагать состоятельным людям возможность строительства при определённых, документально прописанных и для всех равных условиях, то есть задавать те самые правила игры, правила градообразования, на муниципальном уровне. Но это возможно только на фоне внятного политического и градостроительного решения.

Какового ни жители города, ни инвесторы никак не дождутся.

Так что не тянем мы на европейский город в этом смысле. Европейские дома уже строить можем, а вот город... Никак не получается.

А жаль.




Читайте также в этом выпуске (№ 104):

Комментарий:
Автор комментария*


Комментарий*
CAPTCHA
Введите слово с картинки*:


Объявления
© 1999-2009 Создание сайта: интернет-агентство CursorMedia